Освещение групп в детском саду — рекомендации офтальмолога

Освещение в детском саду должно соответствовать ряду норм, так как от этого зависит здоровье детей. Если условия будут нарушены, то со временем это отразится на зрении. Поэтому есть ряд нормативных актов для дошкольных учреждений, в которых четко прописаны требования для всех помещений в садике, а также для игровых площадок и прилегающих территорий.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаКачество освещения в детском саду должно быть идеальным.

Требования и нормативные документы

Чтобы правильно организовать освещение в детском саду, нужно знать требования и ориентироваться в них. Любые нарушения могут причинить вред зрению детей.

Кроме того, контролирующие органы при несоответствии освещенности нормам могу наложить взыскание или даже запретить работу учреждения до устранения нарушений.

При проектировании и планировании освещения стоит руководствоваться двумя основными нормативными актами:

  1. СП 52.13330.2016 – тут есть полный перечень требований, предъявляемых к естественному и искусственному освещению в дошкольных учреждениях. Нужно изучить информацию, чтобы понимать, какие показатели надо соблюдать.
  2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 регламентирует основные нормы освещенности для общественных и жилых помещений. Также там есть отдельные требования для детских садов и подобных учреждений, поэтому данный документ также постоянно используют.

Первое требование – чем больше естественного света в помещении, тем лучше. Поэтому при планировании строений проектировщики обычно стараются делать как можно больше оконных проемов. При этом учитываются такие показатели для разных помещений:

  1. Коридоры и кабинеты воспитателей – 200 люксов при показателе пульсации не выше 15%. Такие же нормативы применяются для раздевалок, медицинских кабинетов и изоляторов, в которых содержатся заболевшие дети.
  2. Группы детского сада, помещения для занятий музыкой и спортом, а также игровые комнаты должны иметь уровень освещенности в 400 люксов и показатель пульсации не больше 10%.
  3. Для спален достаточно освещенности в 150 лк, а пульсация может составлять до 15%.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаТребования к освещенности спален в детском саду ниже, чем для других помещений.

Какой должна быть естественная/искусственная подсветка

В нормативной базе требования четко определены, поэтому разобраться во всех нюансах несложно. Чтобы не изучать большие документы с сотнями пунктов, можно разобрать основные моменты из них:

  1. Если есть возможность обеспечить оптимальный уровень освещенности за счет естественного света, нужно делать ставку именно на этот вариант. Чем больше света попадает через окна – тем лучше, поэтому идеальным решением являются окна группы с южной стороны, подойдет также юго-восток или юго-запад.
  2. Нередко невозможно обеспечить хорошее естественное освещение из-за разных причин: раскидистые деревья с густой кроной, растущие рядом с окнами, большие строения неподалеку, заслоняющие солнце. Также приходится приспосабливаться, если помещение изначально не было предназначено для детского сада и нужно адаптировать его к новым условиям.
  3. Недостаток естественного света может быть обусловлен и естественными причинами: плотная облачность, короткий световой день в зимний период, а также ранней весной и поздней осенью.
  4. Независимо от освещенности группы, игровые комнаты и другие помещения, в которых дети проводят много времени, должны иметь максимально возможное естественное освещение. А для соблюдения норм, указанных выше, следует использовать искусственные источники света.
  5. В некоторых помещениях естественного освещения может и не быть. Сюда относятся санузлы для персонала, кладовые, душевые кабинки, а также любые другие варианты, необходимые для обеспечения работы учреждения.
  6. Естественный свет должен падать на столы детей с левой стороны. Это стоит учитывать при планировании расстановки мебели в группе и других комнатах. Если ширина больше 6 метров, используют двухсторонний вариант, при котором окна должны быть с обеих сторон.
  7. При планировании и определении качества естественного освещения надо учитывать такой показатель, как коэффициент естественной освещенности (КЕО). Для детского сада он должен составлять 1,5%.
  8. При установке светильников в группах и других помещениях такого типа можно использовать любое оборудование с подходящими характеристиками, предназначенное для жилых комнат. А для коридоров и лестничных площадок выбирают модели усиленной конструкции, предназначенные для улицы.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаПо возможности надо обеспечивать максимально возможное количество естественного света.

Чтобы обеспечить лучшее качество освещения, как естественного, так и искусственного, нужно соблюдать еще несколько рекомендаций:

  1. На все оконные проемы устанавливаются жалюзи, чтобы регулировать интенсивность освещения. Кроме того, это защитит детей от яркого света, который бьет по глазам в утренние или вечерние часы.
  2. Использовать тканевые шторы светлых оттенков из натуральных материалов.
  3. Подбирать материалы отделки пола, стен и потолка светлых тонов, чтобы обеспечить высокий коэффициент отражения и улучшить естественное освещение.
  4. Мебель может быть как светлой, так и с фактурой натурального дерева. При этом поверхность должна быть матовой, чтобы исключить отражение света и блики.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаСветлая отделка стен, потолка и пола увеличивает коэффициент освещенности в помещении.

Организация искусственной подсветки внутри дошкольных учреждений

Если изучить требования, прописанные в СП-251, то в пункте 3.5.7 можно найти четкие указания относительно того, какие лампы можно использовать для детских учреждений:

  1. Люминесцентные лампы трех типов: ЛБ – нейтральный белый свет, ЛХБ – холодный оттенок и ЛЕЦ – естественный тон с улучшенными показателями цветопередачи. Также допускается применение компактных лампочек, вкручиваемых в стандартные патроны.
  2. Лампы накаливания. Если используется этот тип, то установленные нормы освещенности снижают на две ступени. При этом количество светильников обычно увеличивают.
  3. Галогенные лампы – это по сути усовершенствованный вариант стандартных изделий с вольфрамовой нитью. Качество света отличное, поэтому использовать в детских садах можно без ограничений.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаСветильники с люминесцентными лампами встречаются в детских садах чаще всего.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмолога
Что выбрать – теплый белый свет или холодный

Документация была принята в 2017 году, а основные нормы разрабатывались на год раньше. Поэтому позже были приняты некоторые дополнения, которые будут описаны ниже. Что касается особенностей установки элементов искусственного освещения, надо помнить следующие рекомендации:

  1. Если использованы люминесцентные светильники (лампы дневного света), то их нужно располагать линией вдоль стены, в которой есть оконные проемы. Расстояние до наружной стены при этом должно быть не меньше 120 см, от внутренней – как минимум 150 см.
  2. Если используются светильники других типов, то они подбираются по характеристикам, аналогичным люминесцентному оборудованию. Расположение тоже делается таким же, как описано выше.
  3. Если в кабинете есть доска, то ее следует дополнительно подсвечивать. Лампы можно ставить как сверху, так и по сторонам.
  4. Используемое в саду оборудование должно иметь небольшие габариты и обеспечивать равномерное освещение, чтобы были видны даже мельчайшие элементы. Не допускается наличие темных зон в углах или по краям.
  5. Обязательно наличие рассеивателей, свет не должен бить по глазам, даже если ребенок посмотрит на лампу.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаКоличество светильников подбирается по площади помещения, они могут располагаться и в 3 ряда.

При выборе светильников для коридоров, лестничных площадок и вспомогательных помещений учитывают внешние условия и необходимую яркость. Лучше отдавать предпочтение лампам в прочном корпусе, который сделан без использования стекла, чтобы обеспечить безопасность.

Разрешены ли светодиодные светильники

Многие специалисты считают, что лед-освещение для детского сада запрещено к использованию, так как об этом есть прямое указание в строительных нормах. Но они были разработаны еще в 2016 году, поэтому некоторые пункты утратили силу.

По этому вопросу 19 января 2019 года министерством строительства была проведена конференция, на которой поставили считать требования в СП не обязательными, а рекомендованными.

При выборе в первую очередь надо руководствуется требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1278-03, в котором нет запрета на использование светодиодного оборудования, если оно соответствует установленным нормам.

Но тут есть важное условие – чтобы обеспечить оптимальный уровень освещенности в разных помещениях детсада, надо согласовать нормы в надзорном органе, который контролирует соблюдение оптимальных показателей.

Если раньше были обязательные нормы ГОСТ, то сейчас их нет.

Новое законодательство пока еще даже не разрабатывается, поэтому лучше согласовывать решения, которые отличаются от тех, что прописаны в нормативных актах.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаСветодиодные светильники могут быть в форме облаков или других элементов, идеально вписываясь в интерьер детского сада.

Подсветка игровых площадок в садах

Игровые площадки в садиках также требуют внимания, поэтому стоит учесть несколько важных рекомендаций:

  1. В дневное время обычно хватает естественного освещения, так как площадки располагают на открытом пространстве. Тут нет особых требований, единственное, что может создавать проблемы – густая растительность, деревья не должны располагаться вплотную к игровой зоне.
  2. При использовании искусственного освещения руководствоваться надо нормой горизонтальной средней освещенности в 10 люкс. Это минимум, по факту свет может быть и ярче, но при этом он не должен создавать дискомфорта детям.
  3. Следует использовать плафоны, чтобы свет был рассеянным. Использовать только светильники, предназначенные для установки на улице с высокой защищенностью от влаги и пыли. Расположение планируется заранее, важно, чтобы освещение было равномерным на большей части площадки. Проводку следует вести в соответствии с нормами безопасности.
  4. Лучше всего выбирать светодиодные светильники в противоударном корпусе, который выдержит попадание мяча или другого предмета. Они служат около 50 000 часов и потребляют мало электричества, поэтому более высокая стоимость компенсируется уже за год использования.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаОсвещать игровую площадку нужно качественно, чтобы не было мест, где света недостаточно.

Обеспечить хорошее освещение в детском саду или другом дошкольном учреждении очень важно, так как от этого зависит зрение ребенка.

Читайте также:  Очки при астигматизме - подбор очков

Чтобы исключить проблемы, надо руководствоваться установленными нормами и получать разрешения в уполномоченных органах, если это необходимо.

По возможности обеспечивать как можно более качественное естественное освещение, не забывать о подсветка коридоров, лестниц и игровых площадок на улице.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмолога

Освещение детской комнаты (55 фото): правила и требования

Появление детей в семье приводит к необходимости обустройства отдельной жилплощади, важной частью которой является освещение.

Грамотно спланированная и реализованная схема расположения световых приборов поможет не только создать уют, но и реализовать все необходимые  функции для полноценного развития ребенка.

Поэтому далее мы разберем наиболее важные правила и нюансы о том, как организовать  освещение детской комнаты.

Основные правила и требования

Именно в детской комнате ребенок проводит большую часть домашнего времени, здесь он играет, рисует, лепит всевозможные поделки, учит уроки, познает мир и отдыхает. Поэтому освещение в детской должно не только предусматривать ряд решений для каждой отдельной задачи, но и удовлетворят требованиям комфорта и безопасности.

Среди основных моментов, на которые обязательно стоит обратить внимание стоит выделить:

  • В детской осветительные приборы должны иметь равномерный рассеянный поток, который бы не утомлял ребенка и не приводил к ослеплению при попадании в зону видимости.
  • Форма и внешние параметры приборов освещения для детской должны вписываться дизайн интерьера комнаты.
  • При планировании освещения лучше подбирать умеренные габариты светильников, без отстающих частей, свисающих украшений, чтобы их не зацепили во время игры. Также по соображениям безопасности, не стоит использовать стеклянные изделий, с тяжелыми и массивными элементами, которые в случае падения могут травмировать.
  • Температура свечения выбирается из теплых тонов, лампы с холодным диапазоном лучше не использовать. Нейтральные подойдут только для некоторых видов подсветок.
  • Суммарный поток от приборов должен обеспечивать достаточную яркость. Поэтому согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и  СП 52.13330.2011 в детских освещенность должна быть не менее 200 Лк, а в местах чтения и письма 300 – 500 Лк.
  • Коэффициент цветопередачи применяемых в детской ламп выбирается в пределах от 80 до 100, при этом будет достигаться оптимальная цветовая палитра окружающих предметов. На упаковке этот параметр обозначается маркировкой Ra.
  • Чтобы равномерно распределить устройства освещения по потолочному периметру в детской хорошо использовать точечные светильники.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаРавномерно распределить точечные светильники по потолку

Светодиодная лента лучше подойдет для подсветки из-за плохой цветопередачи.

Касательно типа устройств освещения, откажитесь от люминесцентных лампочек, в своем составе они содержат ртуть, которая является ядовитой в случае разгерметизации колбы.

Лампы накаливания сильно нагреваются, поэтому их нужно хорошо закрывать от возможного контакта. Помимо этого, при сгорании их колба может разлететься на мелкие осколки  и поранить ребенка.

Наилучшим вариантом в детской сегодня считаются светодиодные лампочки, они дают оптимальное освещение и полностью безопасны даже в случае падения.

Вопросы электробезопасности

В виду того, что вопрос освещения в детской касается неосознанного поведения ребенка по отношению к электричеству, одна из важнейших задач для родителей – создание безопасного интерьера.

При контакте с торшерами и светильниками детское поведение может привести к быстрому изнашиванию изоляции, из-за чего потенциал сети моментально окажется на корпусе прибора.

Поэтому всю сеть питания совместно с приборами освещения следует защитить с помощью заземления и УЗО, которые предотвратят опасность поражения электротоком.

Все выключатели согласно требований п.7.1.51 ПУЭ желательно располагать со стороны дверной ручки с высотой установки до 1 м. Однако заметьте, что для детских учреждений этот параметр увеличен до 1,8 м.

Поэтому чтобы обезопасить ребенка от электроудара в случае поломки выключателя освещения, высота должна составлять от 1 до 1,5 м.

Хотя для полной электробезопасности можно организовать потолочный выключатель с веревочной ручкой.

Все подсветки, расположенные в непосредственной близи к полу, в области пола, подоконника и других доступных деталей оформления интерьера лучше запитать от пониженного напряжения 12В.

Общий свет

Общее освещение задает фон в детской комнате, с его помощью вам нужно добиться комфортного времяпрепровождения. Он реализуется посредством центральной люстры или точечных осветительных устройств.

Первый вариант  подходит для детских комнат с малой квадратурой, где удастся добиться равномерного освещения из одной точки. Второй способ отлично подойдет для детской комнаты средней и большой площади или вытянутых по периметру.

В которых освещение от одного потолочного светильника не достанет всех уголков, а применение слишком мощных ламп сделает нахождение у прибора центрального освещения неприятным.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаОбщее освещение

В детских комнатах с низкими потолками довольно сложно осветить все помещение одним светильником. Поэтому  для равномерного светового оформления часто используют комбинацию из центрального светильника и нескольких точечных лампочек по периметру.

Естественный свет

В любом интерьере дополнительное освещение создает природный свет, поступающий из оконных проемов. Его наличие является однозначным плюсом, так как под воздействием солнечных лучей в организме ребенка вырабатывается витамин D, так необходимый для роста костей, поэтому и исключать дневное освещение в полной мере нельзя.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаЕстественное освещение в детской

Естественное освещение можно использовать в светлое время суток для игр, развлечений, работы за столом, изучения уроков и т.д. Но чрезмерная интенсивность уличного света приведет к переутомляемости глаз.

Поэтому при обустройстве интерьера детской важно учитывать следующие особенности дневной освещенности:

  • Окно выходит на север – при этом естественная освещенность будет наименьшей, поэтому ограничивать лучи плотными шторами или ролетами не имеет смысла. Более того, дневной свет можно усилить за счет эффекта отражения от мебели или от белой поверхности стен, яркого потолочного покрытия и т.д.
  • Южная и восточная сторона предоставляют максимум световой энергии через окно, поэтому в таком случае обязательно используются плотные занавески, римские шторы или жалюзи. В таких комнатах ребенку легче просыпаться утром от солнечных лучей.
  • Западная сторона схожа с северной, так как весь день в окно проникает минимум света. Но на закате солнце поворачивается прямо в окно, что будет отличным подспорьем для школьника, севшего за уроки.

Однако вышеприведенные рекомендации по организации грамотного освещения от естественного источника относительны. Многое зависит от габаритов оконного проема, поэтому реальные потребности в занавесках можно определить только в индивидуальном порядке.

Местное и декоративное освещение

Эти виды освещения применяются к конкретной локации в детской. Местное освещение устанавливается для какой-то зоны, к примеру, у письменного стола или непосредственно у шкафа с одеждой. Также местные приборы обустраиваются у полок или комодов.

Декоративная подсветка, в отличии от местной, позволяет привнести изменения в цветовой дизайн, подчеркнуть определенные элементы детской комнаты, а при грамотном искусственном расположении помогает создать настоящую сказку для ребенка.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаДекоративное освещение в детской

Декоративное освещение реализуется с помощью:

  • LED лент, в последнее время особенно популярны RGB модели;
  • Гибкого неона;
  • Декоративных ламп.

Их можно использовать для обозначения контура пола, потолка, дверей, отдельных рисунков или выступающих деталей. Светодиодная подсветка также применяется в украшении подоконников, кроватей, шкафов и другой мебели. Но сфера применения светодиодного декоративного освещения не ограничивается этим перечнем, вы можете самостоятельно изобретать новые идеи для украшения детской.

Освещение в комнате мальчика

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаОсвещение для комнаты мальчика

Для мальчика правильной цветовой гаммой в освещении будут естественные тона. При выборе подсветок лучше отдавать предпочтение синим и красным оттенкам. В дизайне осветительных приборов также уклон стоит сделать на машинки, самолеты, ракеты и прочие фигурки в виде техники. Эти принципы должны в полной мере охватывать потолочную люстру и другие светильники, к примеру, хорошо зарекомендовали себя комплекты в форме футбольных мячей и т.д.

Освещение в комнате девочки

Правильное искусственное освещение для девочки также выполняется классическим способом относительно основного света.

Здесь уместен теплый спектр излучения, количества светильников должно быть достаточно, чтобы обеспечить мягкую обстановку и дополнить стены.

Использовать яркий искусственный свет у девочек неуместно, так как он может забивать большинство деталей интерьера, выполненных в нежных тонах.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаОсвещение для комнаты девочки

Дополнительное освещение в интерьере детской для девочки хорошо сочетает розовые, желтые, зеленые и другие яркие тона. Декоративные элементы, вокруг которых выполняется подсветка, хорошо получаются в сказочной или цветочной тематике.

Нюансы освещения в зависимости от возраста ребенка

При планировании оформления детской важно учитывать и возраст ребенка, для этого специалисты рекомендуют обеспечить такие факторы:

  • Для маленьких детей все приборы освещения, несмотря на их назначение, должны находиться вне досягаемости.
  • При поступательном взрослении интенсивность света в определенных зонах придется увеличивать, так как будет повышаться зрительное напряжение.
  • Для школьников в детской придется устроить учебный стол или зону чтения, для чего устанавливаются настольные или настенные светильники.
  • По мере взросления декорации, а соответственно, и их подсветка утратит свою актуальность, поэтому они могут демонтироваться  в дальнейшем. Гирлянды и разноцветные огоньки нужно делать съемными.
  • Если у вас несколько детей разного возраста, то для каждого нужен свой светильник и зона работы.

Организация освещения в игровой зоне и около кровати

В игровой зоне ребенку приходится искать и собирать различные игрушки, размер которых колеблется от соизмеримых с самим малышом до таких, которые поместятся на его ладошке. Поэтому в игровых локациях желательно иметь отдельное освещение, которое обязательно будет отличаться от основного местом расположения и интенсивностью.

Читайте также:  Аппаратное лечение астигматизма глаза - методы лечения

Правильную световую композицию поможет выбрать примерный размер зоны, ее можно освещать несколькими спотами, протяженным светильником или встроенными в плинтус лампами. Главное требование – близкое расположение к месту игры и максимальный охват, поэтому приборы освещения нужно располагать так, чтобы ребенок не заслонял весь световой поток во время игры.

Прикроватный светильник помогает успокоиться перед сном, поэтому здесь используются большие абажуры или плафоны, мягкий рассеянный свет, который не будет мешать засыпать. Если перед сном ребенок читает, будет уместным установить регулируемую модель.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмологаОсвещение возле кровати

Виды используемых светильников

Для освещения в детской можно использовать самые разнообразные светильники, все категории условно можно подразделить на потолочные приборы искусственного освещения, настенные бра и споты, напольные и настольные лампы.

Потолочные модели можно подразделить на следующие виды:

  • подвесные – монтируются на крюк, который прячется за декоративным колпаком, подходят для детских с высоким потолком, так как сами обладают внушительной длиной;
  • на дюбель – устанавливаются вровень с поверхностью, подходят для детских с низкой и средней высотой потолка;
  • на кронштейн  – подходят для установки под навесные потолки, могут располагаться как вровень с поверхностью, так и немного выступать.

Если рассматривать точечные светильники, то они также подразделяются на встраиваемые и накладные. В первом случае лампа со всем прибором прячется в нишу подвесного или натяжного потолка, а во втором, лампа освещения находится под потолочной поверхностью.

Фотографии примеров освещения детской комнаты

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмолога Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмолога Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмолога

Нормы освещенности помещений для детей

Все мы знаем, что для нормальной работы и хорошего зрения необходимо хорошее освещение. Но что это такое? Тут у каждого может быть свой ответ. Кто-то любит, чтобы все было залито светом, а кому-то наоборот приятен полумрак. Восприятие освещенности субъективно. 

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмолога

Поэтому существуют объективные, узаконенные нормы освещенности в различных помещениях (и не только в помещениях, нормируется также освещенность дорог, улиц и даже парковых аллей). Все это прописано в документе под названием «Строительные нормы и правила», а именно – СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

В документе прописаны все основные понятия, связанные с освещенностью. Их много и понятны они лишь специалистам. Мы кратко остановимся только на некоторых моментах.

Естественное освещение – обязательно

Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

Без естественного освещения допускается проектировать помещения с временным пребыванием людей, помещения, которые определены соответствующими сводами правил и стандартами организаций на проектирование зданий и сооружений, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных этажах зданий и сооружений.

Сколько окон должно быть в помещении и какого размера? Определить это помогает коэффициент естественной освещенности (КЕО).

Он вычисляется в процентах и представляет собой отношение естественной освещенности, создаваемой в расчетной точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременно измеренному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается.

Где именно находится расчетная точка? Это зависит от назначения помещения:

  • для детских садов: в групповых и игровых помещениях дошкольных образовательных организаций, изоляторах и комнатах для заболевших детей — расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • для школ: в учебных и учебно-производственных помещениях общеобразовательных организаций, интернатов, профессиональных образовательных организаций — расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • в остальных помещениях жилых и общественных зданий — расчетная точка расположена в центре помещения на рабочей поверхности.

Рабочая поверхность для помещений, в которых люди работают за столами, принимается на высоте 0,8 м от уровня пола. В помещениях спортивного назначения и других, где нет столов или они не играют существенной роли – на уровне пола.

Освещение групп в детском саду - рекомендации офтальмолога

  • При расчете естественного освещения помещений в условиях застройки учитывается также коэффициент отражения от фасадов противостоящих зданий, в зависимости от строительных и облицовочных материалов, примененных на них.
  • Учитывается и такой параметр, как световой климат: совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.
  • Говоря более понятным языком, это особенности естественного света в данной местности — ведь даже не профессионалу понятно, что в Краснодарском крае и Мурманской области они не одинаковы.
  • Коэффициенты светового климата различны в зависимости от группы административного района и ориентации световых проемов по сторонам горизонта (окна, выходящие на север, дают меньше света, чем выходящие на юг).
  • Совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным в течение полного рабочего дня, не допускается в жилых комнатах домов и общежитий, групповых и игровых детских дошкольных учреждений.

Слишком светло — тоже плохо

Говоря о свете, мы обычно имеем в виду его недостаток. Но оказывается, слишком много света – тоже плохо. Это регулируют особые параметры – наибольшая допустимая яркость рабочих поверхностей и коэффициент блесткости. Кроме того, для искусственного освещения нормируется еще целый ряд показателей:

  • Коэффициент пульсации освещенности
  • Объединенный показатель дискомфорта
  • Индекс цветопередачи источников света
  • Диапазон цветовой температуры источников света
  • и другие

Для учебных классов и помещений кружков рекомендуется применять:

  • Светодиодные лампы
  • Люминисцентные лампы
  • Металлогалогенные лампы
  • Лампы естественного света с улучшенной цветопередачей

А для кабинетов рисования – светодиодные лампы или лампы тепло-белого света с высококачественной цветопередачей.

Нормы освещения учреждений общего образования, начального, среднего и высшего специального образования (школ, гимназий, лицеев, колледжей, ВУЗов)

Освещённость — световая величина, равная отношению светового потока, падающего на малый участок поверхности, к его площади. Единицей измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ) служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр). Для примера, обычная освещённость летом в средних широтах в полдень  составляет около 17 000 лк, в светлой комнате днем вблизи окна — 1000 лк.

    Освещаемые объекты    Средняя освещенность  Еср, лк не менее   
1 Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, средне специальных и профессионально-технических учреждений. (на доске). 500
2 Кабинеты технического черчения и рисования. (на столах, Г-0.8). 500
3 Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, средне специальных и профессионально-технических учреждений. (на столах, Г-0.8). 400
4 Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории техникумов и высших учебных заведений. (на столах, Г-0.8). 400
5 Кабинеты информатики и вычислительной техники. (на столах, Г-0.8). 400
6 Лаборатории при учебных кабинетах. (на столах, Г-0.8). 400
7 Кабинеты обслуживающих видов труда. (на столах, Г-0.8). 400
8 Мастерские по обработке металлов и древесины. (на столах, Г-0.8). 300
9 Эстрады актовых залов. (на полу, Г-0.0). 300
10 Кабинеты и комнаты преподавателей. (на столах, Г-0.8). 300
11 Спортивные залы. (на полу, Г-0.0). 200
12 Актовые залы, киноаудитории. (на полу, Г-0.0). 200
13 Рекреации. (на полу, Г-0.0). 150
14 Крытые бассейны. (на поверхности воды). 150
15 Спортивные залы. (на уровне 2.0 м от пола). 75

Нормы освещения детских дошкольных учреждений (детских садов)

    Освещаемые объекты    Средняя освещенность  Еср, лк не менее   
1 Комнаты музыкальных и гимнастических занятий, столовые (на полу) 400
2 Групповые, игральные (на полу) 400
3 Раздевальные (на полу) 300
4 Медицинский кабинет (на уровне стола) 300
5 Изоляторы, комнаты для заболевших детей (на полу) 200
6 Приемные (на полу) 200
7 Спальные (на полу) 100

Нормы освещения жилых домов

Казалось бы, в своем доме что хочу, то и делаю, однако нормы существуют и для наших с вами квартир.

    Освещаемые объекты    Средняя освещенность  Еср, лк не менее   
1 Детские (на полу, Г-0.0). 200
2 Жилые комнаты, кухни (на полу, Г-0.0) 150
3 Общедомовые помещения: помещения консьержа (на полу, Г-0.0). 150
4 Коридоры, ванные, уборные (на полу, Г-0.0). 50
5 Общедомовые помещения: вестибюли (на полу, Г-0.0). 30
6 Общедомовые помещения: поэтажные коридоры и лифтовые холлы, лестницы и лестничные площадки (на полу, Г-0.0). 20

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 03.10.2018

Рекомендации по созданию офтальмоэргономических условий образовательного процесса

Мне довольно часто на различных семинарах приходится встречаться с педагогами коррекционных и общеобразовательных школ, поэтому не понаслышке знаю о том, что среди педагогов до сих пор бытует ошибочное мнение о том, что для детей в очках необходимо только лишь предоставить 1-2-3 парты и всё.

Это в корне не верно. Детям с нарушением зрения при различных патологиях необходимо выделить определённое место посадки в классе. Поэтому каждый учитель должен знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка с нарушением зрения, для того, чтобы обеспечить офтальмо эргономические условия на уроке.

Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе:

  • при косоглазии без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за партой в соответствии с видом косоглазия:
  • при сходящемся – настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения;
  • при расхождении косоглазии – как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения.  Некосящий глаз должен быть направлен прямо на доску.
  • при косоглазии с амблиопией – в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске);
  • детям с диагнозом астигматизм – показан для рассаживания средний ряд. Парта зависит от остроты зрения.
  • при светобоязни, а это явление наблюдается при альбинизме, аниридии, катаракте, дистрофии сетчатки, глаукоме — показано рассаживание дальше от окон, использование жалюзи для защиты от прямых солнечных лучей.
  • при атрофии зрительного нерва, близорукости;
  • требуется большей освещенности при зрительной работе. Этим детям нужна парта у окна.
Читайте также:  После укола Авастина в покраснел глаз - это нормально

Обязательно учитывается наличие окклюзии. Если окклюзия левого глаза, то ребёнок сидит справа от педагога, если окклюзия правого глаза – слева.

Для правильной посадки и удобств в работе очень важны размер и конструкции парты. Наиболее удобны одинарные парты, у которых крышка поднимается и ставится под нужным углом.

Это дает возможность ребенку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище.

В тех случаях, когда парта не имеет поднимающейся крышки, необходимо использовать подставку для книг особенно для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.

Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старших школьников — от 30 до 35 см. При остроте зрения 0,06—0,2 это расстояние сокращается до 17—25 см, при  остроте зрения 0,01—0,05 до 3—12 см.

Слабовидящие школьники, наклоняясь при чтении и письме, затеняют рабочую поверхность, освещенность страницы при этом снижается. Так, если при чтении текста на расстоянии 33 см от глаз освещенность на странице книги составляет 700 люкс (минимально допустимый уровень), то на расстоянии 10 см — всего 150 люкс.

Увеличить освещенность на рабочем месте можно, используя местное освещение с помощью лампы накаливания.

Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей поверхности. Разница в яркости между рабочей поверхностью и окружающим пространством приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности.

Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой с широким промежутком между строками, и крупной клеткой.

Линии должны быть чётко пропечатанными на бумаге с плотной фактурой. Не рекомендуется писать на тонкой и/или глянцевой бумаге.

В работе использовать специализированные учебники с крупным шрифтом, увеличенные рабочие тетради и прописи, для уменьшения зрительного напряжения.

Облегчить зрительную работу на уроке также помогут следующие приспособления:

  • подкладной лист;
  • рамка ограничитель;

При нистагме и косоглазии ребенку очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения.

С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте.

Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком, к тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения, что чаще всего обусловлено наличием косоглазия).

Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, необходимые конкретно для данного урока, отводя для каждого из них определенное место, обязательно со стороны видящего глаза.

Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации.

  1. Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью (глянцевый картон, глянцевое ламинирование, под стеклом)
  2. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму, цвет, соразмерное соотношение.  
  3. Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым часто воспринимается ребенком с нарушенным зрением как оранжевый; синий с красным – фиолетовый; фиолетовый с коричневым – черный и т. д.)
  4. Следует избегать излишнего загромождения картины или карты деталями, затрудняющими их обозрение и понимания.
  5. На одном уроке используют 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия.
  6. Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).
  7. Если у учителя есть комплект небольших картин в количестве, необходимом для обеспечения каждого ученика с нарушенным зрением, то это дает возможность одновременного, индивидуального обозрения картины данными школьниками.
  8. Некоторые рисунки требуют специального приспособления, доработки их для применения в общеобразовательном классе, имеющих детей с нарушением зрения. Если же доработать рисунок почему-либо нельзя, то лучше отказаться от его употребления в качестве наглядного пособия. (Если на рисунке на фоне снега изображен белый медведь, то детям трудно его различить. Чтобы приспособить для восприятия такой рисунок для школьника со слабым зрение, следует обвести контуры изображения медведя черной тушью.)
  9. В работе со слабовидящими рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки удобны тем, что они просты, обладают минимумом деталей и хорошо воспринимаются слабым зрением.
    1. использование адекватного демонстрационного фона (черно-белый, зелёный, коричневый, оранжевый и т.п. – для обеспечения высокой контрастности фона к предметам) – доски, ширмы, исключающие предметное «зашумление» пространства, попадающего в поле зрения детей;
    2. обязательно обведение предмета по контуру указкой во время его демонстрации;
    3. адекватная организация рабочего места, обеспечивающая максимально удобное и полное восприятие учебно-развивающего материала в условиях нарушенного зрения (отсутствие лишних предметов на рабочей поверхности (на столе, на доске), в зоне, предполагаемой дистантной деятельности (например, в спортзале);
    4. рациональное расположение необходимого оборудования; учёт положения ребёнка по отношению к демонстрируемому материалу в зависимости от особенностей нарушенного зрения (например, при работе в условиях окклюзии в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия);
    5. увеличение времени на рассматривание при первичном предъявлении материала;
    6. дублирование материала, демонстрируемого на доске (например, картины при фронтальном показе), в индивидуальном материале на подставке перед ребёнком (с усилением контура, удалением лишних фоновых деталей и т.д.) с учётом особенностей зрительного нарушения (например, при астигматизме использование контурных изображений нежелательно, лучше заменить их силуэтными);
  10. Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот.
  11. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета.
  12. Приемлемо написание ручкой зеленого, черного и красного цвета.

Классные доски рекомендуется иметь зеленого цвета. Следует обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого восприятия.

Обычно в школах используется белый мел, который должен быть мягким, благодаря чему получаются ясные широкие линии, и при письме такой мел не крошится, что дает возможность избежать пыли, вредной для глаз.

  • высота букв при письме на доске должна быть не менее 10-15 см, ширина – 8 см,
  • расстояние между буквами – 3 см, между словами – 10 см, между строчками – 14-15 см (размеры могут быть изменены в соответствии со зрительными возможностями учащихся класса);
  • писать на доске следует брусковым мелом, штрихом в ширину грани мелка;
  • доска предпочтительна чёрного или зелёного цвета, без бликов, с идеально чистой поверхностью под читаемым материалом;
  • желательно использование цветных мелков, усиливающих эффект восприятия на оптимальном контрасте (например, на зелёной доске очень хорошо воспринимается надпись в жёлтом цвете, на чёрном – в розовом и т.д.).

Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом. Отсутствие лишней информации в зоне обзора.

Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут.

У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на
втором уроке, у старшеклассников — на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу.

При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение ее цветочувствительности.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т.п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1—2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15—30 минут).

Зрительная релаксация

Необхоимо приучать ребенка самостоятельно применять глазную гимнастику дома и по мере возможности в школе, на занятиях где имеется зрительная нагрузка:

  • перед зрительной работой (рассматривание) – на активизацию зрительных мышц;
  • после зрительной (непрерывной) нагрузки – на расслабление зрительных мышц.

Для тренировки различных мышц глаз, их пластичности и скоординированности целесообразно использовать различные тренировочные лабиринты для глаз.

Траектории для быстрого снятия напряжения глаз

11.07.2018

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *