Russian Belarusian English

Логойская ЦРБ
223141, г. Логойск, ул. Победы, 35

8 (01774) 54-2-32 регистратура
8 (01774) 55-7-43 детская регистратура
8 (01774) 54-6-92 приёмная
8 (01774) 55-8-44 Информирование населения о мерах по предупреждению заноса и распространения коронавирусной инфекции. Звонить в любой день после 17:00 

Заказать талон

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН

Плещеницкая 2-я районная больница
223130, г.п. Плещеницы, пер. Лесной, 1

регистратура 8 (01774) 22-5-37

детская регистратура 8 (01774) 78-5-37
приёмная 8 (01774) 22-0-37

Роль родителей в формировании здоровых привычек у детей

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок как можно быстрее стал самостоятельным. Ведь каждому родителю приятно слышать о своем ребенке: «Ах, какой воспитанный ребенок!», «Какой молодец, что умеет сам одеваться!».

Приятно, когда не нужно по утрам напоминать, что следует почистить зубы, заправить постель, а по вечерам бесчисленное количество раз не просить убрать свои игрушки и вещи. Но у многих родителей возникают определенные вопросы. Когда начинать формировать у ребенка полезные привычки? Какова роль родителей в формировании привычек? И главный вопрос: как это сделать? Давайте разбираться по порядку.

Привычка и навык.
Привычками называются действия, закрепленные в поведении человека. Привычки и навыки являются автоматизированными элементами деятельности, но между ними существует значительная разница. Большая Советская Энциклопедия гласит, что навык - это доведенное до автоматизма умение решать какой-то вид деятельности, а привычка - это сложившийся способ поведения, осуществление которого приобретает характер потребности. Навык позволяет успешно совершать определенные действия, а привычка является стимулом для их совершения.

Например, вы учите ребенка мыть руки. Вы объясняете, что нужно намочить руки, взять кусочек мыла, намылить руки, а затем тщательно смыть его под струей воды. Сначала вы осуществляете все эти действия совместно с малышом, а через какое-то время понимаете, что ребенок может помыть руки самостоятельно. В этом случае можно сказать, что у ребенка сформировался навык. Если приходя домой с улицы, перед едой или после посещения туалета, ребенок сам идет мыть руки, можно говорить о том, что у малыша сформировалась потребность сделать это, то есть привычка следить за чистотой рук.

Конечно, родители хотят, чтобы у ребенка полезные привычки появились как можно быстрее. НО! Определенные привычки нужно формировать в определенном возрасте. Глупо требовать от двухлетнего малыша, чтобы он самостоятельно оделся в детский сад. Помогите ребенку стать самостоятельным! Роль родителей в формировании привычек огромна.

Как вы думаете, в каком случае ребенок быстрее научится складывать футболку: когда родители ему объясняют, как правильно ее сложить или же когда показывают и помогают это сделать. Очевидно, что во втором случае, ребенок быстрее научится самостоятельно убирать свои вещи.

Но главное правило для родителей в формировании полезных привычек - действовать личным примером. Если, придя домой с работы, вы все вещи, предположим, складываете на стул, то не требуйте от ребенка чистоты в комнате. Все психологи говорят о том, что нужно на ребенка влиять личным примером. И это правда. Если вы научите ребенка чистить зубы (совершать механические действия) и расскажете для чего нужно чистить зубы перед сном, но при этом не будете сами этого делать, то переход этого навыка в категорию привычки будет маловероятен. Нужно своими действиями помогать ребенку формировать и закреплять привычки, так как для любого чада примером для подражания являются прежде всего родители.

Вовлекайте ребенка в деятельность.
Научить ребенка следить за своим здоровьем относительно легко. Гораздо сложнее обстоит дело с такими привычками, как уборка своей одежды, игрушек, мытье посуды. Для формирования привычки очень важен положительный эмоциональный фон. Если ребенок совершает какое-либо действие и при этом радуется своему успеху, уверен в поддержке своих родителей, то привычка формируется легче. А иногда просто сменить формулировку вашей просьбы, и процесс станет намного легче и приятнее. И для ребенка, и для вас. Вместо того, чтобы сказать: «Петя, убери свои игрушки!», попросите малыша помочь вам. Пусть ребенок подает вам игрушки, а вы будете складывать их в корзину. Затем можно предложить ребенку складывать игрушки по очереди по одной. Чуть позже вы можете предложить ребенку убрать игрушки самостоятельно, а ваша помощь будет заключаться в том, что вы закроете ящик с игрушками и уберете его на место.

И не забывайте говорить ребенку о том, что вам очень приятно, когда он делает что-то сам, и вы им очень гордитесь.

И помните главное правило: если ребенок просит вас о помощи — обязательно помогите ему, если же ребенок неплохо справляется с каким-то делом сам - не мешайте!

Врач-педиатр Сушко Н.Н.