Russian Belarusian English

Логойская ЦРБ
223141, г. Логойск, ул. Победы, 35

8 (01774) 54-2-32 регистратура
8 (01774) 55-7-43 детская регистратура
8 (01774) 54-6-92 приёмная
8 (01774) 33-9-09 телефон доверия

Заказать талон

Плещеницкая 2-я районная больница
223130, г.п. Плещеницы, пер. Лесной, 1

регистратура 8 (01774) 22-5-37

детская регистратура 8 (01774) 78-5-37
приёмная 8 (01774) 22-0-37
телефон доверия 8 (01774) 33-9-09

Аутизм

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

(World Autism Awareness Day). Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.

Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется утратой стремления к общению с другими людьми и погружение в мир личных переживаний. Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребёнка, чаще проявляется в трехлетнем возрасте, причём в 4 раза с более высокой вероятностью у мальчиков, чем у девочек. Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и социальных группах.

Портрет ребенка с аутизмом.

Проявления аутизма чрезвычайно разнообразны. Некоторые дети овладевают речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии (примерно 45%), у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытие или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Своеобразие того, кто страдает аутизмом, проявляется, прежде всего, в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает свою реальность.

Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.

Мы можем  общаться с людьми благодаря тому, что способны понимать их чувства. Восприятие себя формируются на основе реакции других людей, и прежде всего, матери. Но ребенок с аутизмом лишен такой возможности. Его мозг получает лишь частичное изображение тех, кто к нему обращается. Например, он видит только рот и щеки, но не глаза. В результате у него просто нет шанса научиться различать мимические выражения радости, гнева, огорчения и многих других эмоций, которые составляют важную часть нашего невербального общения.

У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми.

Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.

Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина, как и с речью – от парциальной одаренности – до умственной отсталости, которая вызывается глубоким погружением в себя, выраженными уходами от любых контактов и полным ограничением себя от естественного обучающего опыта. Ребенок-аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки. 

Симптомы аутизма

Стоит обратиться к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

- не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;

- не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

- не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

- не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

- ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

- не может объяснить, чего он хочет;

- испытывает задержку темпов речевого развития;

- не следует никаким указаниям взрослых;

- периодически появляются нарушения слуха;

- не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

- плохо устанавливает визуальный контакт;

- не улыбается другим;

- наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Лечение аутизма

Существуют разные модели лечения аутизма, касающиеся образования в этой области (просвещения людей) и самого лечения. Все же наиболее эффективное направление в лечении этого расстройства заключается в образовании или информированности человека о заболевании.

Наблюдается тенденция, помещать детей с аутизмом в небольшие классы, чтобы они были свободны от слуховой и визуальной стимуляции. Обучающая информация дается ребенку небольшими частями. Людей больных аутизмом необходимо научить, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает всю семью, а также специалистов. Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения, и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим. Эффективность многих видов лечения еще предстоит научно доказать. Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и основаны на том, что это подходящее лечение, как для самого ребенка, так и для его семьи.

Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить  качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития ребенка, тем самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.

Современные подходы в диагностике и реабилитации детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь детям.

Аутисты способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.

                                                                                        Врач психиатр-нарколог Колосовская Н.В.